Воспитание ответственности

Мы, взрослые, желаем нашим детям счастливое будущее. Хотим их видеть успешными, счастливыми , благодарными. Ради этого стоит пройти длинный и довольно трудный путь.

Моя девятилетняя дочь Даша возмущается, что ее морская свинка голодает по вине матери, которая забыла купить корм ее подопечной. Мама виновата?! А я все- таки помню, что все обязательства по уходу за этим милым зверьком брала на себя она. На все были готовы дочки Маша и Даша, когда просили купить нас морскую свинку. А потом ухаживание за зверьком плавно перешло на мои плечи. Я же и освободила Дашу от этих забот, и стала покупать корм сама. А она вполне может справляться со своими обязанностями. Систематически приводит в порядок клетку, хотя и без особого желания. Переложить на меня эту работу ей не удалось.

Этот пример еще раз доказывает, что любое дело в воспитании, в том числе воспитание ответственности зависит прежде всего от нас. Какие границы ответственности мы им предлагаем, столько они и впитают. Не надо ограничивать детей определенными рамками, если хотим воспитать в них чувство ответственности. Дайте им свободу , но конечно же не без контроля. Мудрое руководство свободой ребенка еще никому не помешало. Нужно начинать все почти с «пеленок». Хотя малыш еще очень мал, он нуждается во всем в нашей помощи, мы обязаны уважать его собственное «я», чувствовать его желания, должны поддерживать даже маленькие шаги к самостоятельности, укреплять в нем уверенность в себя, в свою значимость.

С возрастом ребенок становится самостоятельным. У него появляется свой мир, свое суждение об окружающей нас жизни. Перед родителями появляется новая задача: сколько должно быть у ребенка свободы, в каких пределах, как защитить его от всего негативного. как научить жить в обществе. Эту работу нужно вести систематически , пока не сформируется правильное понимание мира вашим ребенком. Здесь немаловажную роль играет авторитет родителя. Ребенок, уважающий своих родителей, будет ценить их и постарается во всем быть похожими на них.

Мои девочки уже учатся в школе и стараются быть ответственными во всем. Они самостоятельно приводят в порядок свой рабочий уголок: аккуратно сложены учебники, тетради, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий, доброжелательны к своим друзьям, в основном, сами регулируют свои личные дела.

В воспитании детей у меня свои представления и я считаю их правильными. Я не настаивала всегда на своем мнении, а старалась дать им волю в своих суждениях , не ограничивала их действия, их желания. Я была терпима, мудра в отношении к ним.

Следуя своим принципам воспитания, я каждый раз убеждалась , что путь, выбранный мной правильный. К примеру, моя старшая дочь Дарья, в 12 лет , посчитав себя достаточно взрослой, решила самостоятельно выбирать себе гардероб. Я позволила ей эту свободу действий. И каково было мое изумление, когда несмотря на то, что новая , модельная юбка, выбранная Дашей ей велика, со стороны дочери нет никакого возмущения и недовольства. Ведь юбку выбирала она сама. Если б выбирала я, то, ей было б некомфортно, она б жаловалась и в этом я обвинила б себя.

А здесь Даша почувствовала вкус ответственности за свои поступки и поняла, что за все свои самостоятельные действия в ответе только она сама. Подобную ответственность можно сравнить с таким примером. Обвиняемые на суде всячески стараются снять вину с себя за содеянные проступки. В частности, они, доказывая свою невиновность, утверждают, что вовлечены в это дело под давлением определенных лиц, что их вынудили совершать правонарушения.

Понятно, что маленькие дети , да и порой подростки, еще не в состоянии адекватно оценивать свои действия. У них нет пока жизненного опыта. Даше трудно было понять , как это она не успеет после обеда за полдня погостить у бабушки, поплавать в бассейне, покататься на велосипеде с подругой. Пришлось довольно долго объяснять дочери , что выбирая одно удовольствие, часто мы отказываемся от других. А это еще одно важное правило в воспитании ответственности. Ей очень трудно было принять его, ведь детям хочется иметь все и всегда. «Не гоняться за двумя зайцами одновременно» дается нелегко не только детям , да и многим взрослым.

vospitanie-otvetstvennosti-u-detejНам , родителям, порой становится страшно даже от мысли, что нашему любимцу придется нести ответственность за свои поступки. Мы делаем всевозможное, чтобы оградить свое чадо от любых жизненных поучений, думая, что он не справится, ему будет тяжко. Когда моя дочь забывала велосипед у подруги, я скорее привозила его на машине. Было бы сто крат ценнее, если б она провела следующий день без своего велосипеда, тогда она почувствовала б свою вину за безответственность и больше никогда ничего не забывала б. И, наконец, она поняла б , что мама ей доверяет и считает ее самостоятельной. Наша каждодневная задача подвести детей к тому, чтобы выполняя то или иное дело,они осознали свою ответственность. Мы должны быть уверены, что наш ежедневный труд на благо детей не напрасно, что «приплод будет урожайным и достойным». Нам необходимо каждодневно разговаривать с детьми, на своем примере показывать как поступать в том или ином случае, при необходимости убеждать, что они не правы. Наша жизненная позиция должна служит самым ярким примером подражания. Например: когда Даше было 5 лет, я увидела, как дворовые мальчики ломали чужой велосипед, моя дочь стояла, караулила : как б кто бы не увидел их. Я не стала сильно ругаться , а спокойным голосом разъясняла, что ломать чужую вещь очень плохо, так могут поступать только плохие люди. Но вряд ли мои слова были сильнее, чем влияние этих детей . Но на следующий день, дочь не пошла играть во двор с этими ребятами. Это уже удача. Но я не уверена, что всегда мои слова будут также убедительными для нее. Порой нужно ребенку самому пройти через свои ошибки, чтобы понять, как дальше поступать. И наша роль заключается в том, чтобы удары по нему были как можно менее ранимые.

Понятие морали, как один из элементов ответственности, многогранное. Мы, взрослые, имея жизненный опыт, ориентируемся на социально значимые ценности. Нами усвоена система ценностей общественного воспитания. А детям предстоит только обучаться этому опыту, и не надо нам об этом забывать. Дети только начали усваивать. что такое плохо и что такое хорошо.

Среди множества аспектов ответственности важное место уделяется обязанностям. Этому аспекту мы можем приучать детей с младенческого возраста: убирать на место игрушки, помогать сервировать стол, ежедневно проветривать комнату и так далее. Казалось б все так просто. Но добиваться ежедневного выполнения обязанностей от ребенка-дело не простое. С годами я поняла, что в этом вопросе у меня много упущений. Детские игры «дочки-матери» я не сумела превратить в серьезное задание: прибраться в комнате, угостить «детишек и мам» вкусными пирогами ( хотя они с детским упорством «пытались помочь» мне) И вот до сих пор уборка комнаты для них большая проблема. Оглядываясь назад, я понимаю, освобождая маленьких дочерей от всякой «помощи» матери , я сама воспитала в них безответственное отношение к данной проблеме.

Когда мои девочки стали дошколятами, я стала работать. Пропадая целыми днями на работе, уставшая вечером я особо не требовала от девочек убрать за собой игрушки на место. Кроме того, я чувствовала себя виноватой, так как мало времени уделяла детям, поэтому оставаясь с ними наедине по вечерам старалась быть предельно ласковой и любящей мамой. Все делала сама, освобождая девочек от работ по хозяйству.

Так часто бывает в семьях, где работают оба родители. Каждый раз я объясняю своим девочкам, что вести домашние обязанности мы должны все вместе. Но девочки считают, что за порядок в доме отвечает мама. И я чувствую свою вину. Но я надеюсь, что дети наши поймут нас и осознают свои ошибки. Они каждый день видят как трудимся мы: папа и мама ,зарабатывая деньги на благо нашей семьи. Мы работаем, чтобы они ни в чем не нуждались. Мы заботимся о них, о нашем доме, и даже о маленьком морском зверьке. Мы стараемся быть с детьми доброжелательными, делимся с ними своими проблемами, помогаем им советами, защищаем их .И дети наши растут. Они становятся взрослее. Примером тому может служит то, что во время одного из воскресных прогулок по зоопарку, девочки настояли, что могут обойтись и без нас: и билеты сами купят, и прогуляются самостоятельно. Было приятно почувствовать как взрослеют дети, но в то же время на душе появилась легкая грусть: мои непоседы скоро совсем вырастут и «полетят» ввысь. Пусть они как голуби летают рядом с родным домом, и пусть их ждет счастливая, успешная жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *