Красота́ — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. Противоположностью красоты является безобразие.

 

Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия.
Древнегреческими философами красота воспринималась как явление
объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения.

Школа Пифагора связывала воедино красоту и математику, отмечая, что предметы, чьи пропорции находятся в соответствии с золотым сечением, кажутся более красивыми. Классическая греческая архитектура основывалась на этом понимании красоты.
Со времён Сократа
красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но и
как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась
одной из важнейших категорий мироздания.
Аристотелем понятие красоты как олицетворения блага, совершенства относилось к сугубо нравственной, нерассудочной категории.
По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом его философского творчества.

Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина,
где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и
прекрасному. Обширное издание «История Красоты» под редакцией Умберто Эко рассматривает историю восприятия красоты на протяжении человеческой истории.
В частности, он указывает, что Платон положил начало двум наиболее
значительным концепциям Красоты, разработанным в последующие века :

Красота как гармония и пропорциональность частей (восходящая к Пифагору) Красота как сияние, описанная в диалоге Федр и повлиявшая на идеи неоплатонизма

Также в данном исследовании указываются следующие аспекты:

Обычно прекрасной мы называем вещь пропорциональную — Симметрия стала одним из канонов прекрасного в классическом искусстве

Затем Эко указывает, что на более зрелой стадии развития средневековой мысли Фома Аквинский скажет, что для Красоты необходима:

не только надлежащая пропорциональность,но также целостность (то есть каждая вещь должна иметь все составляющие части, а увечное тело считается уродливым), сияние (ибо прекрасным считается то, что окрашено в чистый цвет)пропорциональность, или созвучие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here