Дети

Как часто учителя и родители слышат сегодня эту фразу от детей. Не хочу учиться !

Как часто учителя и родители слышат сегодня эту фразу от детей. На самом деле многие взрослые, сами того не осознавая, мешают развитию любознательности своих детей и провоцируют познавательную апатию. Как? Об этом мы и попросили рассказать детского психолога.

Чтение с пелёнок.

ctenie-19Чтение требует большого напряжения, как умственного, так и физического. Родителям, которые требуют от пятилетки выполнения школьной программы — чтения по слогам, хочу напомнить, что ведущая деятельность дошкольника — игровая. Если вы решили знакомить ребёнка с буквами и осваивать азы чтения, делать это необходимо в игровой форме, дозированно, чередуя нагрузку и отдых, а не в режиме школьных уроков. Например, можно выбрать специальное пособие, с разнообразными игровыми упражнениями по развитию грамматических навыков, где ребёнок будет рассматривать картинку, учиться формулировать вопросы, обводить, распутывать линии, вместе со взрослым играть с магнитными буквами, кубиками. Если ребёнку будет интересно с вами во время игрового обучения, у него сформируется понимание, что и учиться интересно. Он не станет воспринимать «надо почитать или позаниматься» как наказание.

Обилие кружков.

14468067031rebenok-voprosi-30102015-466Многие родители ошибочно полагают, что посещение кружков с заманчивыми названиями » Юный математик», «Маленький гений» и так далее способствует формированию познавательных способностей ребёнка. Это не совсем так. Не стоит забывать, что у каждого возрастного периода свои задачи. Например, в возрасте 1,5 — 3 года лучше сосредоточится на развитии сенсорного (чувственного) и эмоционального мироощущения ребёнка. Для малыша в это время важны игры, в которых он будет познавать мир на слух, вид, ощупь, вкус, знакомиться с разными свойствами предметов вместе с мамой в той среде, где они проживают. Это могут быть пересыпания и переливания предметов на кухне или в ванной, помощь маме в развешивании белья, наблюдение за природой во время прогулок, когда можно прокомментировать всё происходящее вокруг для общего развития. Например: «Посмотри на дерево, оно большое, а рядом с дерева куст, он меньше дерева. Подойдём — ка поближе. А это что? Цветок, давай его понюхаем… Ах!»

Углубленное интеллектуальное развитие в этот период может привести к недостаточному формированию эмоциональной сферы, и это может проявиться к школьному возрасту в виде полного набора проблем. Ребёнок может стать жестоким, капризным, эгоцентричным, эмоционально отстранённым по отношению к окружающим, его перестанут радовать обычные детские игры, а секции и кружки станут скучны — он ведь всё уже знает. Отсюда пресловутое «не хочу учиться».

Средний дошкольный возраст не случайно называют возрастом почемучек. Дети пытаются понять всё, что их окружает, задают вопросы: «Откуда дует ветер? Почему у бабушки седые волосы? Почему снега нет летом?». Так происходит активный познавательный процесс, который необходимо поддержать родителям, удовлетворяя любопытство ребёнка. Отвечайте на вопросы, а если не знаете, что ответить, так и скажите, дополнив при этом: «Как узнаю, обязательно расскажу». И обязательно вернитесь к теме волнующей любознательного ребёнка. Не игнорируйте вопросы почемучек! Отмахиваясь словами «Отстань! Что ты постоянно задаёшь глупые вопросы?», вы бьете по познавательной активности своего ребёнка.

В этот период дети уже неплохо могут анализировать свойства предметов и явлений, их внимание и память становятся более устойчивыми, но это не значит, что ребёнка пора подключать к учебному процессу. Не гасите в них познавательный дух! Спортивные секции и кружки по интересам: творческие, танцевальные, слесарные, хореографические, киносъёмочные, музыкальные — пожалуйста! Английский, математику и чтение оставьте для школы.

Я всегда хотела, чтобы мой ребёнок…

Увы, многие родители выбирают секцию или кружок без учёта интересов и склонностей ребёнка, руководствуясь личными мотивами: «Я в детстве мечтала танцевать» или «Я всегда хотела, чтобы мой сын играл в хоккей». Иногда родители поступают так просто потому, что не могут определить способностей своего чада. Но если ваши пожелания не совпадают, дети будут активно сопротивляться, а их желание учиться будет стремительно падать.

1300013213585_bulletinВажно понять, какие способности есть у вашего ребёнка, и развивать именно их. Обратите внимание, в какие игры он играет, как ведёт себя один, с другими детьми, со взрослыми. Как развита его эмоциональная и познавательная сфера — какова его реакция на неудачу и удачу в самостоятельной деятельности и с другими детьми. Например, ребёнок активный, шумный у него чёткая, громкая речь, ему трудно самостоятельно себя организовывать, поэтому он привлекает внимание взрослых, он общителен, имеет хорошую память, внимателен к происходящему, доброжелателен, стремиться познать новое. В случае неудачи — расстраивается либо смеётся и через какое — то время готов пробовать ещё раз. Такие детки хорошо себя чувствуют в творческих секциях, где можно проявить свои способности: театральные, танцевальные, хоровые и вокальные — и получить заслуженное восхищение.Другой случай: ребенок тихий, спокойный, любит самостоятельно проводить время за логистическими либо техническими играми, на суету вокруг реагирует замедленно либо спокойно, любит порядок в режиме, на неудачи реагирует стойко, продумывая способы решения возникшей трудности. Таким деткам подойдут занятия, ориентированные на процесс, когда можно с головой окунуться в своё любимое дело: робототехника, шахматы и шашки, физические и химико — биологические лаборатории, политехнические кружки.

Чем раньше в школу, тем лучше.

Структуры головного мозга, которые отвечают за развитие таких важных психических функций, как восприятие, внимание, память, мышление, формируется в норме до 7 — 8 лет.Поэтому если шестилетку отправить в первый класс, то естественный процесс формирования мозговых структур будет нарушен, а ведущая игровая деятельность прервана и заменена на принудительную учёбную, и получается, что нарушается процесс естественного развития в целом.

Готовить ребёнка к школе зависит не от умения читать, писать и считать, как думают многие родители. Не менее важна усидчивость, готовность воспринимать информацию не в игровом, а  в учебном режиме, иметь внутреннюю мотивацию к учёбе, достаточно хорошо развитые волевые качества, уметь проигрывать и понимать, что он не один в классе. Если у ребёнка нет подобной готовности, он не сможет справиться с трудностями в процессе обучения или общения с одноклассниками. Поэтому мотивация к познанию у него гаснет,так и не успев появиться.

Обилие » нельзя «.

2406182572Если ребёнок постоянно слышит от мамы и папы раздражённое «нельзя», через какое — то время у него вообще пропадает желание что — то  узнать.Он просто будет не в состоянии понять, а что можно. Такой ребёнок скорее всего займёт пассивную позицию. Зачем ему учиться, задавать вопросы, узнавать что — то самостоятельно? Ведь за него все сделают взрослые. Это касается детей абсолютно любого возраста. Поэтому повторим важный совет: когда ребёнок чем — то интересуется, не отмахивайте от него. Если он обратился к вам в не самый подходящий момент, выберете удобное время, чтобы ответить потом. Не подкачайте, а то потеряете авторитет родителя. Давайте ребёнку возможность больше действовать самостоятельно, даже если вам кажется, что он  сделает что — то не так. Пусть с первого раза не получится, зато он будет знать, что вы в него верите. Будьте всегда на его стороне, помогайте, но не делайте всё за него. Дайте ему возможность быть любознательным.

Подготовила Мария Кострюкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее:
иглоукалывание
Восточная медицина и лечение депрессии

Когда речь идет о лечении депрессии, ясно одно: для борьбы с этим состоянием все средства хороши. Кто-то пьет антидепрессанты, но не...

Закрыть