Как часто учителя и родители слышат сегодня эту фразу от детей. На самом деле многие взрослые, сами того не осознавая, мешают развитию любознательности своих детей и провоцируют познавательную апатию. Как? Об этом мы и попросили рассказать детского психолога.

Чтение с пелёнок.

ctenie-19Чтение требует большого напряжения, как умственного, так и физического. Родителям, которые требуют от пятилетки выполнения школьной программы — чтения по слогам, хочу напомнить, что ведущая деятельность дошкольника — игровая. Если вы решили знакомить ребёнка с буквами и осваивать азы чтения, делать это необходимо в игровой форме, дозированно, чередуя нагрузку и отдых, а не в режиме школьных уроков. Например, можно выбрать специальное пособие, с разнообразными игровыми упражнениями по развитию грамматических навыков, где ребёнок будет рассматривать картинку, учиться формулировать вопросы, обводить, распутывать линии, вместе со взрослым играть с магнитными буквами, кубиками. Если ребёнку будет интересно с вами во время игрового обучения, у него сформируется понимание, что и учиться интересно. Он не станет воспринимать «надо почитать или позаниматься» как наказание.

Обилие кружков.

14468067031rebenok-voprosi-30102015-466Многие родители ошибочно полагают, что посещение кружков с заманчивыми названиями » Юный математик», «Маленький гений» и так далее способствует формированию познавательных способностей ребёнка. Это не совсем так. Не стоит забывать, что у каждого возрастного периода свои задачи. Например, в возрасте 1,5 — 3 года лучше сосредоточится на развитии сенсорного (чувственного) и эмоционального мироощущения ребёнка. Для малыша в это время важны игры, в которых он будет познавать мир на слух, вид, ощупь, вкус, знакомиться с разными свойствами предметов вместе с мамой в той среде, где они проживают. Это могут быть пересыпания и переливания предметов на кухне или в ванной, помощь маме в развешивании белья, наблюдение за природой во время прогулок, когда можно прокомментировать всё происходящее вокруг для общего развития. Например: «Посмотри на дерево, оно большое, а рядом с дерева куст, он меньше дерева. Подойдём — ка поближе. А это что? Цветок, давай его понюхаем… Ах!»

Углубленное интеллектуальное развитие в этот период может привести к недостаточному формированию эмоциональной сферы, и это может проявиться к школьному возрасту в виде полного набора проблем. Ребёнок может стать жестоким, капризным, эгоцентричным, эмоционально отстранённым по отношению к окружающим, его перестанут радовать обычные детские игры, а секции и кружки станут скучны — он ведь всё уже знает. Отсюда пресловутое «не хочу учиться».

Средний дошкольный возраст не случайно называют возрастом почемучек. Дети пытаются понять всё, что их окружает, задают вопросы: «Откуда дует ветер? Почему у бабушки седые волосы? Почему снега нет летом?». Так происходит активный познавательный процесс, который необходимо поддержать родителям, удовлетворяя любопытство ребёнка. Отвечайте на вопросы, а если не знаете, что ответить, так и скажите, дополнив при этом: «Как узнаю, обязательно расскажу». И обязательно вернитесь к теме волнующей любознательного ребёнка. Не игнорируйте вопросы почемучек! Отмахиваясь словами «Отстань! Что ты постоянно задаёшь глупые вопросы?», вы бьете по познавательной активности своего ребёнка.

В этот период дети уже неплохо могут анализировать свойства предметов и явлений, их внимание и память становятся более устойчивыми, но это не значит, что ребёнка пора подключать к учебному процессу. Не гасите в них познавательный дух! Спортивные секции и кружки по интересам: творческие, танцевальные, слесарные, хореографические, киносъёмочные, музыкальные — пожалуйста! Английский, математику и чтение оставьте для школы.

Я всегда хотела, чтобы мой ребёнок…

Увы, многие родители выбирают секцию или кружок без учёта интересов и склонностей ребёнка, руководствуясь личными мотивами: «Я в детстве мечтала танцевать» или «Я всегда хотела, чтобы мой сын играл в хоккей». Иногда родители поступают так просто потому, что не могут определить способностей своего чада. Но если ваши пожелания не совпадают, дети будут активно сопротивляться, а их желание учиться будет стремительно падать.

1300013213585_bulletinВажно понять, какие способности есть у вашего ребёнка, и развивать именно их. Обратите внимание, в какие игры он играет, как ведёт себя один, с другими детьми, со взрослыми. Как развита его эмоциональная и познавательная сфера — какова его реакция на неудачу и удачу в самостоятельной деятельности и с другими детьми. Например, ребёнок активный, шумный у него чёткая, громкая речь, ему трудно самостоятельно себя организовывать, поэтому он привлекает внимание взрослых, он общителен, имеет хорошую память, внимателен к происходящему, доброжелателен, стремиться познать новое. В случае неудачи — расстраивается либо смеётся и через какое — то время готов пробовать ещё раз. Такие детки хорошо себя чувствуют в творческих секциях, где можно проявить свои способности: театральные, танцевальные, хоровые и вокальные — и получить заслуженное восхищение.Другой случай: ребенок тихий, спокойный, любит самостоятельно проводить время за логистическими либо техническими играми, на суету вокруг реагирует замедленно либо спокойно, любит порядок в режиме, на неудачи реагирует стойко, продумывая способы решения возникшей трудности. Таким деткам подойдут занятия, ориентированные на процесс, когда можно с головой окунуться в своё любимое дело: робототехника, шахматы и шашки, физические и химико — биологические лаборатории, политехнические кружки.

Чем раньше в школу, тем лучше.

Структуры головного мозга, которые отвечают за развитие таких важных психических функций, как восприятие, внимание, память, мышление, формируется в норме до 7 — 8 лет.Поэтому если шестилетку отправить в первый класс, то естественный процесс формирования мозговых структур будет нарушен, а ведущая игровая деятельность прервана и заменена на принудительную учёбную, и получается, что нарушается процесс естественного развития в целом.

Готовить ребёнка к школе зависит не от умения читать, писать и считать, как думают многие родители. Не менее важна усидчивость, готовность воспринимать информацию не в игровом, а  в учебном режиме, иметь внутреннюю мотивацию к учёбе, достаточно хорошо развитые волевые качества, уметь проигрывать и понимать, что он не один в классе. Если у ребёнка нет подобной готовности, он не сможет справиться с трудностями в процессе обучения или общения с одноклассниками. Поэтому мотивация к познанию у него гаснет,так и не успев появиться.

Обилие » нельзя «.

2406182572Если ребёнок постоянно слышит от мамы и папы раздражённое «нельзя», через какое — то время у него вообще пропадает желание что — то  узнать.Он просто будет не в состоянии понять, а что можно. Такой ребёнок скорее всего займёт пассивную позицию. Зачем ему учиться, задавать вопросы, узнавать что — то самостоятельно? Ведь за него все сделают взрослые. Это касается детей абсолютно любого возраста. Поэтому повторим важный совет: когда ребёнок чем — то интересуется, не отмахивайте от него. Если он обратился к вам в не самый подходящий момент, выберете удобное время, чтобы ответить потом. Не подкачайте, а то потеряете авторитет родителя. Давайте ребёнку возможность больше действовать самостоятельно, даже если вам кажется, что он  сделает что — то не так. Пусть с первого раза не получится, зато он будет знать, что вы в него верите. Будьте всегда на его стороне, помогайте, но не делайте всё за него. Дайте ему возможность быть любознательным.

Подготовила Мария Кострюкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here